Анонсы докладов участников конференции (списком)

Акулич Оксана Владимировна, Голобокова Галина Михайловна, Чапкина Надежда Анатольевна. Эффективные практики взаимодействия университетов и бизнеса: российский и зарубежный опыт (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»; Москва Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности (РНИИИС); Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В докладе представлены различные варианты взаимодействия университетов, государства и бизнеса в сфере подготовки квалифицированных кадров, проведения научных исследований, практической подготовки студентов вузов. Рассмотрены наиболее успешные формы кооперации высшего образования и бизнеса в зарубежных странах, таких как США, Германия, Франция и др., а также накопленный опыт ведущих российских университетов. Одним из направлений такого сотрудничества является дуальное образование, которое успешно реализуется в Германии, Венгрии, Казахстане. Перспективным направлением развития кооперации и вузов в России является сетевое взаимодействие, формами реализации которого являются совместные образовательные и инвестиционные проекты, финансовая поддержка вузов. В качестве примера успешного опыта взаимного сотрудничества СВГУ и бизнеса рассмотрены Президентская программа подготовки кадров, а также партнерские программы банков региона.
 
Бадальянц Ольга Владимировна. Информатизация общества: профессии, гуманитарное знание, универсальные компетенции (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В статье представлена точка зрения на значимость гуманитарного знания, универсальных компетенций для современного образования и получения профессии. Поставлена проблема возможности перевода «в цифру» различного знания. Анализируется взаимоотношения по линии «информатизация/цифровизация – образование – профессии», соотношение знаний и навыков узкопрофессиональных (hardskills) и «мягких», гуманитарных и коммуникативных навыков (softskills). Отмечается, что возникает проблема возможной «отброшенности» непереводимого «в цифру» знания. Также высказывается мнение, что узкая профессиональная ориентация части современного образования является нерациональной по отношению к качеству профессиональных компетенций и существующих, и формирующихся профессий.
 
 
Баль Владимир Вячеславович, Гайдай Наталия Константиновна. Эффективность использования легких ограждающих конструкций в условиях г. Магадана (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Высшее образование является неотъемлемой частью экономики региона, оперативно реагирующей на ее изменения, как в части образования, так и в части научно-технических разработок. Проектная деятельность Университета направлена, в том числе, на решение актуальных для Магаданской области задач. Одной из них является строительство в условиях повышенной сейсмичности. Представлен проект универсального технического решения для устройства ограждающих конструкций в климатических, геологических и материально-ресурсных условиях г. Магадана. Оптимальные ограждающие конструкции представляют собой легкие стальные оцинкованные профили с заполнением минераловатными утеплителями и обшивкой листовыми материалами с последующей отделкой фасадными системами. Облегченные ограждающие конструкции, в отличие от традиционных из кладки, эффективно работают на сжатие и растяжение, обеспечивая корректное восприятие горизонтальных сейсмических нагрузок. Существенное снижение собственного веса пропорционально снижает материалоемкость и массу конструкций каркаса, что главным образом определяет рентабельность строительства. Такие конструкции реализованы сегодня в проектах сооружений на сейсмически напряженных участках строительства в г. Магадане. Сравнительный анализ и опытное применение доказывают рентабельность и эффективность предложенного решения для региона.
 
 
Баринова Татьяна Михайловна. Учет региональной специфики в подготовке студентов педагогических профилей (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Общеизвестно, чтосемья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.
Этнические, культурно-социологические и психологические особенности развития российского института семьи.  Современная семья как социальный институт общества. Семья как объект научного исследования, субъект психолого - педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития ребенка. Особенности социализации ребенка от 0 до 10 лет в семье. Семья, ее основные функции. Типология семьи. Семейные и возрастные кризисы.
 
 
Богданов Василий Васильевич. Инновации в горной промышленности на примере АО «Серебро Магадан» (Магадан, Магаданский филиал Производственно-технического управления АО «Полиметалл УК»)
В настоящее время развитие горнорудной промышленности нельзя представить без модернизации и применения современных технологий. Лидеры отраслевого рынка стремятся к расширению минерально-сырьевого потенциала и снижению себестоимости выпускаемого готового продукта за счёт самых передовых разработок начиная с геологоразведочных работ заканчивая масштабным строительством комплексов переработки. Несмотря на это, ключевыми направлениями являются безопасность сотрудников и влияние производства на окружающую среду. Такой компанией и является АО «Полиметалл».
 На одном из флагманов компании предприятии АО «Серебро Магадана» успешно проводятся опытно-промышленные работы и апробации тенденций в горной отрасли для непрерывного улучшения производства. Так за последние годы в условиях рудников были проведены масштабные работы по внедрению инновационных решений в области геологоразведочных, буровзрывных работ, а также изменение уже применяемых технологических решений для улучшения качества отработки месторождений для снижения влияния добычи на окружающую среду.  
 
 
Брачун Татьяна Анатольевна, Ковальчук Светлана Геннадьевна, Широкова Елена Александровна. Проблемы и перспективы поддержки предпринимательской деятельности на муниципальном уровне(Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В настоящее время предпринимательство получает достаточно широкую поддержку, в соответствие с законодательной базой федерального  и регионального уровней. Значительно меньше в его развитии участвуют муниципальные образования, несмотря на то, что именно этот уровень управления наиболее приближен к предпринимательскому сектору экономики. Поэтому именно муниципальным органам власти необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства. Политика органов местного самоуправления должна быть направлена, в первую очередь, на создание и развитие мер по стимулированию активности малого и среднего предпринимательства, поскольку благодаря предпринимательству создаются новые рабочие места для экономически активного населения, происходит сокращение безработицы, повышение покупательского спроса, создаются более качественные товары и услуги, а также пополняется местный бюджет. Исследование посвящено анализу существующего уровня предпринимательской активности в муниципальном образовании северного региона и эффективности действующих мер поддержки со стороны муниципальных органов власти. Выявленные проблемы позволили определить направления совершенствования существующих механизмов и инструментов поддержки, созданных в муниципальном образовании северного региона.
 
 
Власова Ирина Анатольевна. Экспозиционно-образовательный центр Педагогического инновационного парка: от замысла к перспективам (Петрозаводск, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»)
Петрозаводский государственный университет является опорным вузом опорным вузом Республики Карелия. Одним из направлений стратегического развития университета явилось создание Педагогического
инновационного парка, в структуре которого открылся Экспозиционно-образовательный центр. Центр проводит научные исследования в области музейной педагогики, представляет общественности направления
деятельности кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна в области художественного образования в Петрозаводском государственном университете. Развивая партнерские связи, в Экспозиционно-образовательном центре организуются выставки творческих работ обучающихся учреждений дополнительного
образования, мастеров-ремесленников Гильдии мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Карелия, самодеятельных и профессиональных художников, дизайнеров, студентов и преподавателей
кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна. Профориентационная работа, проводимая в Центре, направлена на создание имиджа кафедры, института и вуза в целом, формирует у общественности положительного отношения к педагогическим профессиям, расширяет понимание диапазона педагогической деятельности.
 
 
Власов Владимир Петрович, Курбатова Вероника Владимировна, Длинных Владимир Владимирович. Причины неудачного строительства нового здания аварийно-спасательной станции при реконструкции аэропортового комплекса "Сокол" в г. Магадане" (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Строительство объекта осуществлялось в 2018-2020-х гг. в рамках реализации 2-го этапа «Реконструкции аэропорта «Сокол» (г. Магадан)». К настоящему времени произведены инженерная подготовка основания, устройство фундаментов и монтаж металлического каркаса здания. Дальнейшее строительство приостановлено из-за осадок фундаментов, которые стали превышать предельно допустимые нормами значения для данного класса сооружений.
В статье излагаются результаты изучения причин возникновения потенциально-аварийной ситуации на незаконченном строительством здании. Установлено, что его проектирование велось на основе инженерно-геологических изысканий, которыми была неправильно оценена мерзлотно-грунтовая обстановка на площадке строительства. Это привело к неправильному выбору проектно-технологического решения фундамента. Оно было усугублено ошибками при производстве работ по инженерной подготовке основания, которое пытались осуществить путем предварительного оттаивания мерзлых грунтов электрическим током.
Проблема дальнейшей эксплуатационной пригодности здания может быть решена только при условии специальных инженерно-геокриологических исследований.
 
 
Волошина Татьяна Александровна. «Город мастеров» Педагогического инновационного парка как один из механизмов реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации (Петрозаводск, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»)
В статье рассматриваются вопросы технологического образования, значимость Национальной технологической инициативы как вектора развития предметной области «Технология», описываются ключевые элементы и рынки. Проведен анализ Концепции преподавания предметной области «Технология» в Российской Федерации, выявлены и проанализированы основные позиции. Представлены основные компоненты технологической культуры человека 21 века. В статье представлен проект «Город мастеров», разработанный в рамках   Программы развития опорного вуза в Инновационном педагогическом парке ПетрГУ. Проект включает в себя четыре этапа: подготовка практикоориентированных программ подготовки бакалавров в области педагогического образования; развитие системы довузовской подготовки; создание системы партнерства с учреждениями общего и дополнительного образования; разработка программ переподготовки кадров (учителей технологии и педагогов дополнительного образования).
 
 
Гальцева Наталья Васильевна. Сотрудничество науки и бизнеса в поиске эффективных экономических и институциональных преобразований: от идеи к результату (Магадан, ФГБУН «Северо-Восточный  комплексный научно-исследовательский  институт им. Н.А. Шило» Дальневосточного  отделения  Российской  академии  наук (СВКНИИ ДВО РАН))
На примере Магаданской области рассмотрены экономические и институциональные факторы, влияющие на  эффективность производственной деятельности золотодобывающих предприятий Северо-Востока: объективные – конъюнктура мирового рынка, качество отрабатываемых активов; субъективные – используемые техника и технология, законодательные и экономические условия хозяйствования. Субъективные факторы можно менять, адаптируя их влияние к изменениям объективных для сохранения объемов и эффективности добычи золота. Обоснованны предложения, способствующие поддержке золотодобывающих предприятий в Магаданской: продление действия механизма выравнивания тарифов на электроэнергию для регионов Дальневосточного федерального округа за пределы 2020 г. (до 2028–2030 гг.); внесение изменений в Правила перевозки грузов для регионов Северо-Востока России с учетом климатических и территориальных особенностей в период основного объема завозимых грузов с октября по апрель месяцы.
 
 
Голобокова Галина Михайловна. Роль университета в подготовке конкурентоспособных кадров  для рынка  интеллектуальной собственности в условиях цифровой  экономики (Москва, Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности (РНИИИС))
В статье выполнен анализ состояния подготовки кадров для сферы интеллектуальной собственности (ИС) и роли университетов. Сформулированы особенности подготовки конкурентоспособных  кадров в условиях цифровой экономики (ЦЭ), включающие Smart-образование и электронное обучение.  Выделены проблемы подготовки кадров для рынка ИС: 1) инфраструктурные; 2) неразвитости инновационных процессов и рынка ИС; 3) цифровой трансформации образования в сфере ИС. Автором  определены  приоритетные направления в подготовке кадров в условиях ЦЭ, предложены механизмы совершенствования системы подготовки кадров в университете: 1)  взаимодействие с рынком ИС; 2) развитие вузовской системы подготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной сферы на основе  учета перспектив развития ЦЭ; 3) формирование сети базовых предприятий для проведения производственных практик; 4) мониторинг потребностей инновационного развития и коммерциализации ИС в условиях ЦЭ; 5) организация инновационной вертикали на основе интеграции образования, науки и бизнеса. Рассматривается опыт подготовки кадров для рынка ИС за рубежом, на базовых  кафедрах экономики и управления ИС в РЭУ им. Г.В. Плеханова, МИРЭА, в федеральных  университетах РФ.
 
 
Длинных Владимир Владимирович, Гайдай Наталия Константиновна, Ломакина Наталья Евгеньевна. Актуализация образовательных программ направления «Строительство» с учетом изменения инженерно-геологических условий существующей жилой застройки города Магадана (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Меняющиеся инженерно-геологические условия строительства в городе Магадане требуют от современного специалиста выполнения ряда специфических работ, связанных с анализом региональных особенностей строительства. Это вызывает необходимость в корректировке последовательности читаемых дисциплин с учетом современных требований, предъявляемых к выпускникам на производстве. Разработка и наполнение разделов рабочих программ инженерных дисциплин должны осуществляться с учетом сложившихся региональных особенностей в области строительства. Преподавателями политехнического института СВГУ, участвующими в реализации образовательных программ по направлению «Строительство», проанализированы существующие образовательные программы, а также требования современного производства, предъявляемые к специалистам. Результаты анализа позволили оценить минимально допустимый уровень знаний студентов по профильным и инженерным дисциплинам, позволяющий обеспечить достаточный набор компетенций, формируемых в ходе обучения. Определены факторы, наиболее влияющие на формирование профессиональных компетенций выпускника и повышающие качество его подготовки, с учетом которых подготовлены рекомендации по изменению последовательности читаемых дисциплин и расширению тем, представленных в их рабочих программах.  
 
 
Доржеева Виктория Владимировна, Слепцова Ольга Юрьевна. «Без них мир стал бы беднее». Сохранение и возрождение языков коренных малочисленных народов (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В предлагаемой работе авторы исходят из понимания несомненной актуальности современной проблемы исчезновения языков коренных народов. Данный процесс приобрел глобальный характер и сегодня существуют наработанные практики иностранных государств, столкнувшихся с угрозой исчезновения языков коренных народов. В докладе рассмотрен опыт совместной деятельности институтов гражданского общества и университетов Канады.  В современной России определены общие направления государственной языковой политики, однако анализ практики сохранения языков коренных малочисленных народов не позволяет сделать вывод о ее успешности. В деятельности по сохранению и защите исчезающих или находящихся на грани исчезновения языков заметную роль должны играть университеты. Академическим сообществом могут разрабатываться новые методики преподавания исчезающих языков, предлагаться новые формы и стратегии сохранения языков. В данной сфере анализ опыта других государств может быть полезен с целью его возможной адаптации к российским реалиям и минимизации ошибок.
 
 
 
Ермоленко Римма Евгеньевна. Педагогический инновационный парк ПетрГУ как сетевая модель подготовки учителя будущего для Республики Карелия (Петрозаводск,ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»)
В докладе представлена сетевая модель педагогического инновационного парка Петрозаводского государственного университета как инструмента   реализации концепции непрерывного педагогического образования в Республике Карелия. Раскрывается понятие «Педагогический инновационный парк», его структурные единицы. Сообщается о целях и задачах функционирования и развития педагогического инновационного парка, его особенностях в парковом феномене Петрозаводского государственного университета. Определяются перспективы развития Института педагогики и психологии как педагогического инновационного парка. Место педагогического инновационного парка в программе стратегического развития Института педагогики и психологии. Дается краткая характеристика педагогического образования в Республике Карелия, определены особенности реализации профессиональных программ педагогической направленности в Петрозаводском государственном университете. Раскрыты противоречия, влияющие на подготовку педагогических кадров в Республике Карелия и роль инновационного парка в преодолении данных противоречий. Показана роль педагогического инновационного парка как проектного офиса Инновационного педагогического консорциума. Представлена информация об основных сетевых проектах Консорциума и роли педагогического инновационного парка.
 
 
Ерохин Владимир Николаевич. Неолиберализм и современная образовательная политика в системе высшего образования (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Как и в остальном мире, под влиянием неолиберальной идеологии российское высшее образование в настоящее время испытывает давление в том отношении, чтобы оно стало более финансово автономным и эффективным, было способно собирать средства частных спонсоров в виде фандрайзинга. Утвердилась двухуровневая система бакалавриата и магистратуры, проявляется тенденция к тому, чтобы изменить учебные планы в направлении  большей практической ориентации обучения, включить в число преподавателей работодателей. В вузах вводятся рейтинги цитирования и требуются публикации в индексируемых изданиях как критерий для определения размеров оплаты труда. Широко распространилось также и стремление  передать право принятия решений из факультетского самоуправления администрации. Происходящая маркетизация высшего образования активизирует связь университета с обществом, но при этом возникают большие сложности в том, чтобы создать условия для финансирования развития и прикладных, и фундаментальных отраслей знания, особенно в гуманитаристике и социальных науках. 
 
 
Калинина Лада Юрьевна, Котляров Дмитрий Анатольевич, Троицкий Виктор Владимирович.  Инновации и традиции при подготовке инженеров геологов в Северо-Восточном государственном университете(Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Данная статья посвящена анализу применения инновационных и традиционных образовательных технологий в процессе подготовки инженеров геологов в Северо-Восточном государственном университете. Результаты анализа показали, что реализация традиционных образовательных технологий и методов при подготовке специалистов наиболее эффективна для дисциплин «общеспециальной подготовки», которые закладывают профессиональные основы и навыки студентов. Это является бесценным опытом традиционного обучения с «трансляций и передачей знаний» в высшей школе. Применение инновационных методик в процессе подготовки инженеров геологов успешно зарекомендовало себя  при изучении прочих специальных дисциплин, в которых применялись интерактивные, личностно-ориентированные и проектные методы обучения. Таким образом, практическая значимость данного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в педагогической деятельности, направленной на подготовку инженеров геологов, а также при проектировании образовательного процесса, связанного с распределением различных форм проведения занятий по учебным дисциплинам, корректировкой часов аудиторной нагрузки и т.д.
 
 
Карева Людмила Александровна, Баюкова София Денисовна. Использование синтагматического метода для изучения значения слова (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В статье рассматриваются способы определения значения слова в аспекте синтагматических связей с, другими словами. Авторы считают, что формой лексических и грамматических связей является словосочетание. При семантическом анализе слов в синтагматических связях используются дистрибуция и валентность. Синтаксическое поле определяет сочетаемость слов и лексическое содержание слова. Синтаксические поля построены на факте связи слов, как в содержательном, так и в синтаксическом плане. Лексикологический контекст, т.е. лексическое окружение слова, устанавливает соответствие между содержанием и формой слова. К семантическому анализу привлекаются ограниченные сочетания, типичные для анализируемого слова, которые способны репрезентировать значение. Изучение окружения анализируемого слова отражается в терминах с узким понятием: валентность, поле/группа, контекст. Широкими понятиями принято считать сочетаемость и дистрибуцию слов.
 
 
Карташова Наталья Александровна. Роль «северо-восточного государственного университета» в подготовке кадров для бизнеса в рамках проведения научно-исследовательской работы студентов института цифровых технологий и экономики (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Рассмотрена роль Северо-Восточного государственного университета в подготовке кадров для предприятий малого и среднего бизнеса Магаданский области и стимулирования активного участия молодежи в научно-технической, инновационной, предпринимательской деятельности в рамках проведения научно-исследовательской работы студентов Института Цифровых технологий и экономики.  Проведен анализ результатов  создания условий для реализации предпринимательской инициативы среди молодежи за счет актуализации знаний по вопросам проектирования и планирования бизнеса при проведении ежегодных мастер-классов по основам бизнес-планирования, проведен анализ основных направлений развития предпринимательства, представленных студентами в рамках Конкурса молодежных предпринимательских бизнес-проектов СВГУ и Областного конкурса научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновация». Рассмотрены научные исследования студентов в рамках научных тем кафедры экономики СВГУ «Механизмы управления качеством жизни северного региона», «Факторы и детерминанты современного этапа развития предпринимательства в Магаданской области»,  результаты которых представлены на вузовских, всероссийских и международных научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах.
 
 
Колесников Вадим Николаевич. Формирование профессиональных компетенций студентов в рамках деятельности Центра психологической диагностики, консультирования и тренинга Педагогического инновационного парка(Петрозаводск, ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет")
Центр психологической диагностики, консультирования и тренинга создан как структурное подразделение Инновационного педагогического парка Петрозаводского государственного университета. Среди основных задач деятельности Центра содействие профессиональному и личностному росту студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза, оказание психологической помощи и поддержки. Ресурсное обеспечение центра позволяет преподавателям вести работу по формированию у студентов кафедры психологии профессиональных компетенций, связанных с основными направлениями деятельности практического психолога. Навыки психологической диагностики отрабатываются в процессе проведения индивидуальных и групповых профориентационных консультаций. Студенты старших курсов проводят психологические консультации для студентов ПетрГУ, тренинги по формированию надпрофессиональных навыков (soft skiils). В кабинете психологической разгрузки обучающиеся проводят сеансы психологической разгрузки и тренинги по формированию навыков психической саморегуляции. Кафедра психологии обеспечивает методическое руководство работой студентов, проводятся обучающие семинары, консультации и супервизия.
 
 
Корсун Роман Петрович, Нарбут Елена Владимировна. Международная деятельность Северо-Восточного государственного университета как элемент глобальной конкурентоспособности региона (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В данном докладе Северо-Восточный государственный университет рассматривается как один из регионообразующих факторов, который играет большую роль не только в стабилизации, но и в положительном развитии региона.  Исходя из этого, определяется его роль в повышении конкурентоспособности Магаданской области не только внутри страны, но и в глобальном масштабе. Авторами приводятся примеры положительной динамики в решении задач развития университета, что напрямую влияет на жизнедеятельность всего региона. При этом на основе анализа современного социально-экономического состояния Магаданской области, выявленных не только положительных, но и отрицательных факторов, влияющих на научную и исследовательскую среду, уточняются векторы развития университета на ближайшую перспективу. Реализация связанных с этим проектов направлена на основную цель, которая заключается в укреплении сотрудничества с региональными властями и бизнес-сообществом, что может повысить совместную конкурентоспособность не только на региональном, но и на международном уровне.
 
 
Крашенинникова Галина Геннадьевна. Проблемы дистанционного математического образования в вузе (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Современное развитие цифровых технологий приводит к фундаментальным изменениям в структуре обучения и организации образовательного процесса в высшей школе. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовании требует развития и совершенствования всего педагогического арсенала. Цифровая педагогика связана с появлением новых форм, методов, средств обучения, основанных на
цифровых технологиях, и ее дальнейшее существование должно базироваться на научно психологических принципах. Необходима обновленная методика преподавания и обучения, которая в настоящий момент находится в процессе активной разработки и апробации. При всех перспективах цифровизации образования, при разработке методики нельзя не учитывать и очевидные минусы, вызванные поспешным переходом на
дистанционное образование. В представленной работе анализируются положительные и отрицательные стороны обучения математическим дисциплинам студентов высшей школы с использованием дистанционного формата организации учебного процесса; рассматриваются отдельные методические аспекты преподавания, а также организации обратной связи при работе в электронных информационных образовательных средах и на цифровых образовательных платформах.
 
Кривуля Марина Алексеевна. Проблемы кадрового потенциала для развития туристской сферы Магаданской области (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Сфера туризма считается одной из самых быстро развивающихся и перспективных. Принимая во внимание то, что подготовка квалифицированных кадров в туризме является неотъемлемой частью системы создания качественного и конкурентоспособного национального и регионального туристского продукта, перед органами государственной власти, учебными заведениями, предприятиями туристического бизнеса встает ряд серьезных задач по подготовке кадров и проведению продуманной кадровой политики. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования компетенций профессионального менеджера туристского бизнеса, определены основные направления его подготовки в регионе, требования предъявляемые к его уровню квалификации со стороны бизнеса. Отмечается, что в условиях развития внутреннего туризма наличие специфических профессиональных компетенций является значимым конкурентным преимуществом будущих специалистов на рынке труда Магаданской области.
 
Крикун Сергей Николаевич.Оценка современных методов для исследования факторов, влияющих на преждевременное снижение характеристик дорожного покрытия автомобильных дорог(Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В научной статье представлены результаты теоретической оценки методов, позволяющих проанализировать факторы преждевременного снижения характеристик дорожных покрытий автомобильных дорог. Выделены положительные стороны и недостатки конкретных методов. Сделан акцент на качество применения данных методов в условиях Северо-Востока. Проанализированы основные критерии оценки состояния дорожных покрытий и их взаимосвязь с внешними и внутренними факторами. Сформулирована гипотеза о возможности разработки универсальных методов прогноза динамики разрушения дорожного покрытия под влиянием конкретных факторов. Проанализированы вопросы организации инструментальной и компьютерной диагностики дорожных покрытий автомобильных дорог, связанные с трудностями формирования необходимой лабораторной базы и особенностями ее применения в реальной практике в условиях активно эксплуатирующей городской дорожной инфраструктуры.
 
 
Кузьменков Максим Андреевич, Шипунов Лев Викторович. Влияние разных геометрических неоднородностей во льду на распространение поверхностных ультразвуковых волн (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Безопасность подземных горных выработок прежде всего зависит от горного давления, воздействующего на массивы горных пород, в которых они проведены. При больших значениях выработки обваливаются и становятся небезопасными или даже непроходимыми. Для прогнозирования появления таких критических явлений проводятся исследования возможности использования поверхностных ультразвуковых волн как маркеров повышения величины горного давления или его катастрофического нарастания.
На однородных массивах (лед) моделируются различные неоднородности, которые могут образовываться в массивах горных пород под воздействием различного давления.
В поисках зависимостей распространения поверхностных ультразвуковых волн относительно различных неоднородностей, были выявлены различные закономерности поведения этих волн. Собирая данные с различных экспериментов, были получены четыре общих случая волновых картин, сильно различающихся относительно друг друга, но группирующие все основные виды неоднородностей в однородных массивах.
Таковые волновые картины в численных форматах значения представляют собой ключевые наборы значений для определения и прогнозирования различного давления на исследуемый массив.
 
Лаврентьева Ксения Александровна. Университет в медиапространстве регионов(Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В данном докладе автор проанализировал возможные стратегии развития пиара вуза в медиапространстве регионов.
 
 
Лепихина Светлана Николаевна. О современном механизме институциональной трансформации российского образования (Томск, ФГБОУ ВО «Томский университет систем управления и радиоэлектроники»)
Актуальность исследования обусловливается необходимостью качественных преобразований системы российского образования в современных условиях. Описываются проблемы и особенности развития сферы образования в России. Рассматривается процесс трансформации развития отношений участников образовательного процесса в условиях цифровизации экономики. Дается определение образовательного аутсорсинга. Определена его роль в формировании новой институциональной инфраструктуры как основы для качественных структурных и системных преобразований, которые будут стимулировать распространение инновационных технологий в образовательной среде, и обеспечивать адаптацию субъектов образовательного процесса к новым требованиям производства, связанным с информационными технологиями и доминированием интеллектуального капитала. Предлагается использование образовательного аутсорсинга как механизма сетевого интеграционного взаимодействия образовательных организаций, который позволит развить образовательную платформу и её инновационный потенциал, повысить конкурентоспособность выпускников, педагогов и преподавателей. Вывод: изменение предпочтений субъектов экономики в сфере образования привело к институциональным инновациям, в том числе к внедрению образовательного аутсорсинга, который ускорит процесс институциональной трансформации российского образования.
 
 
Макоедова Галина Васильевна. Образовательные траектории детей с особыми потребностями:понятийно-диагностический аспект (Петрозаводск, ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет")
В докладе представлена историческая ретроспектива  индивидуализации обучения в трудах отечественных и зарубежных ученых. Даются определения и смыслы понятий: «образовательная траектория» и «образовательный маршрут»,  подчеркиваются их различия. Показаны этапы выстраивания индивидуальной образовательной траектории и образовательного маршрута, их структурные компоненты; указываются направления реализации образовательных траекторий.
Акцентируется внимание на важности ранней дифференциальной  диагностики психофизического статуса и интеллектуального потенциала для построения образовательных траекторий и маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь компенсации трудностей в обучении и как реализация личностного потенциала ребенка. Обозначены условия выявления индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Дается определение понятия «индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка», представлены основные этапы индивидуального сопровождения.
 
 
Марсенич Ирина Анатольевна. Психолого-педагогические особенности применения дистанционных технологий в обучении студентов вуза (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Рассматривается одна из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем в исследовании электронного обучения - психолого-педагогические особенности, определяющие выбор наиболее эффективных форм и перспектив его реализации.
В современной системе образования электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут быть использованы не только как самостоятельная форма обучения, но и в качестве дополнения к традиционному (очному) обучению. Кроме того могут быть использованы различные модели самого электронного обучения.
Разработка материалов для среды электронного обучения обладает высокой трудоемкостью, требует достаточного уровня квалификации и может быть успешной только при учете психолого-педагогических особенностей данной формы обучения.
Проводится анализ особенностей основных компонентов электронного обучения: взаимодействия субъектов образовательного процесса, организации деятельности, личностных характеристик, контроля и оценки знаний.
 
 
Микитчук Виталий Павлович. Формирование компетенций социального проектирования у студентов (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования компетенций социального проектирования у студентов высших учебных заведений. В настоящее время применение проектного подхода является повсеместной практикой используемых во всех сферах общественной жизни. Обосновывается необходимость формирования проектных компетенций на стадии получения высшего образования. Определены основные направления и возможности развития навыков социального проектирования у студентов. Отмечается, что в условиях становления социального проектирования как одной из наиболее распространённых практик регионального развития, наличие специфических профессиональных компетенций является значимым конкурентным преимуществом будущих специалистов на рынке труда. Подчеркивается необходимость создания магистерской программы по направлению «Управление социальными проектами» для государственных и муниципальных служащих, представителей некоммерческих организаций и фондов. Описывается практическая значимость формирования компетенций социального проектирования у студентов вуза.
 
 
Михайленко Григорий Григорьевич. Оценка возможности и эффективности подготовки многолетнемерзлых рыхлых отложений к выемке буровзрывным способом в теплый период года (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
На современном этапе открытой разработки россыпных месторождений золота одним из главных резервов укрепления минерально-сырьевой базы и прироста добычи золота Северо-Восточного региона России является освоение глубокозалегающих россыпей с бедным содержанием, но значительными объемами горной массы и глубиной залегания золотоносного пласта. Особенностью разработки глубокозалегающих россыпей является необхо­димость выполнения большого объема работ, связанных с подго­товкой многолетнемерзлых пород к выемке. В докладе представлен анализ способов подготовки многолетнемерзлых пород к выемке, влияния климатического фактора и физико-механических свойств пород на область и эффективность их применения. Приведена оценка современного состояния техники и технологии ведения буровзрывных работ. Обосновано возможность изменения календарного периода использования буровзрывного способа подготовки мерзлых рыхлых отложений к выемке. Показано влияние увеличения фонда времени использования буровзрывного комплекса за счет теплого периода года на рост интенсивности понижения горных работ при разработке глубокозалегающих многолетнемерзлых россыпей.
 
 
Михалицына Татьяна Ивановна, Бяков Александр Сергеевич, Брынько Инесса Валерьевна, Колегов Павел Петрович. Полевые практики студентов-геологов в системе высшего специального образования (Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан) (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»; Магадан, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило ДВО РАН (СВКНИИ ДВО РАН)
Геология – это комплексная наука, изучающая строение Земли и ее поверхностной части, которая входит в состав Наук о Земле. Изучение геологии требует у людей определенных навыков, необходимых для карьерного роста. Так будущий специалист-геолог должен обладать определенными качествами, в первую очередь, физической выносливостью, эмоционально-волевой устойчивостью, умением ориентироваться в незнакомой окружающей обстановке, нестандартным, творческим мышлением, наблюдательностью и способностью анализировать все происходящие геологические и природные явления (процессы) и конечно, уметь работать в коллективе. В данной работе показана рольполевых учебных практик в подготовке специалистов-геологов Северо-Восточного государственного университета. Отражено значение полевых периодов в приобретении навыков коллективной работы и развитии геологического мировоззрения будущих горных инженеров-геологов. Проведена оценка эффективности практической подготовки студентов специальности «Прикладная геология» и влияния на личностно-профессиональное развитие будущих горных инженеров-геологов.
 
 
Никулина Анни Юльевна, Дацковская Диана Александровна. Роль вузов минерально-сырьевого профиля в экономике России (Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»)
Основой экономики России является минерально-сырьевой комплекс (МСК). За последние 10 лет доля только нефтегазовых доходов бюджета колебалась в пределах 30-40 % без учета других отраслей МСК. При этом, отрасль является высокотехнологичной, требующей привлечения высококвалифицированных специалистов узкого профиля – горных инженеров, буровиков, геодезистов, геологов. Выпускники таких специальностей ценятся очень высоко. Например, из рейтинга 10-ти лучших работодателей по версии журнала «Форбс», 6 работодателей – именно добывающие компании (Норильский Никель, Полюс, Газпром, Алроса, Полиметалл, Новатэк), предлагающие своим работникам лучшие условия труда, социальные гарантии и возможности карьерного роста.
Таким образом, минерально-сырьевые вузы, подготавливая качественных специалистов, оказывают влияние на экономику всей страны, позволяя при этом своим выпускникам трудоустраиваться к лучшим работодателям.
 
 
Никулина Анни Юльевна, Лебедева Анастасия Сергеевна, Качан Макарий Александрович. Разработка карты привлекательности северных регионов для трудоустройства студентов горных вузов (Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»)
Северные регионы Российской Федерации, обладая огромным потенциалом природных ресурсов, требуют привлечения и развития человеческого капитала. Однако динамика последних десятилетий показывает постоянный отток человеческих ресурсов, в том числе молодежи и квалифицированных специалистов. Таким образом, для устранения пробела между спросом и предложением на рынке трудовых ресурсов необходимы специальные программы по привлечению молодежи на Крайний Север и в Арктику. Одним из инструментов такой программы может стать карта привлекательности северных регионов для трудоустройства, концепция которой предлагается в докладе. При этом, так как основой экономики большинства северных регионов является минерально-сырьевой комплекс, то на карте планируется отобразить именно добывающую отрасль и, следовательно, такая карта трудоустройства будет интересна в первую очередь студентам горнодобывающих специальностей. Карта будет включать такие слои, как возможности трудоустройства, средняя заработная плата по региону, прожиточный минимум и стоимость продуктовой корзины, обеспеченность инфраструктурой, медицинскими, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга.
 
 
Перепелкин Михаил Александрович, Семыкин Евгений Сергеевич, Мокрицкая. Наталья Ивановна. Перспективные технологии обогащения янтаря (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В докладе приводятся общие сведения о янтаре, его физико-механические свойства. Рассмотрена технология добычи и обогащения янтаря, его классификация (разделение на классы по крупности, форме и цвету), деление на наклонной плоскости, а также разделение при использовании движущихся частей различного механического оборудования. Предложены перспективные технологии и методы классификации янтаря на классы с применением фрикционных сортировочных машин, позволяющих устранить существующие недостатки используемой в настоящее время на предприятии технологии. Каждый экземпляр янтаря является уникальным и представляет собой неоднородный материал. Установлено, что наибольшей эффективности можно достичь, комбинируя различные методы разделения янтаря. Предложенные способы и методы классификации сыпучих материалов могут быть применимы на обогатительных фабриках Магаданской области.
 
 
Плотников Александр  Александрович, Гурьянов Георгий Романович. Возможность надежного охлаждения оснований в условиях «вялой мерзлоты»(Москва, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»)
На кафедре Проектирования Зданий и Сооружений проводятся исследования по направлению строительство в условиях Крайнего Севера. Основное научное направление – температурный режим мерзлых грунтовых оснований. В 2017 на симпозиуме в Магадане был наш доклад: «Методы охлаждения оснований зданий, построенных по принципу сохранения грунтов в мерзлом состоянии на примере г. Мирного». В докладе для данной конференции эта тема рассмотрена для условий г. Магадана. Неустойчивость температурного режима в условиях «вялой» мерзлоты не позволяет определенно ориентироваться на I или II принципы строительства. Первый предусматривает сохранение вчномерзлых грунтов с недопущением промерзания, а второй с недопущением оттаивания в течение всего срока эксплуатации здания. Рассматривается второй случай, когда температура грунта отрицательная и близка к -0.3℃, при отсутствии фильтрации воды. Неустойчивое температурное состояние грунтов может быть переведено в талое или мерзлое состояние в зависимости от внешних воздействий или при помощи дополнительных мер по охлаждению или подогреву грунта. В данной статье при помощи численного моделирования исследуется возможность создать и поддерживать грунтовое основание многоэтажного здания в твердомезлом состоянии при помощи вертикальных жидкостных сезонно-охлаждающие устройства, не требующих расходов при эксплуатации и эффективной теплоизоляции.
 
 
Понкратова Ирина Юрьевна. Роль Северо-Восточного государственного университета в реализации проекта «Гижигинская археологическая экспедиция» (2019–2020 гг.) (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В 2015 году Северо-Восточном государственным университетом в рамках научной работы студентки У.С. Конь с привлечением архивных документов было инициировано исследование истории первого на территории Магаданской области города – Гижигинска. В 2019 году при поддержке Правительства Магаданской области, Магаданского областного отделения РГО и И.Б. Донцова с участием директора Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области – Д.П. Волкова, ученых и студентов СВГУ проведены предварительные исследования объекта, определившие перспективность его изучения. По итогам работ подготовлена и поддержана Русским географическим обществом заявка на реализацию проекта «Гижигинская археологическая экспедиция». Это позволило в 2020 году совместно с коллективом Научно-производственного центра историко-культурной экспертизы (г. Владивосток) провести разведывательные раскопки, в результате которых ОАН «Город Гижигинск» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия Магаданской области, получены новые материалы об истории объекта. При участии студентов и преподавателей СВГУ планируется продолжение работ экспедиции, организация на ее базе полевой археологической школы, проведение туристических экскурсий.
 
 
Поспелова Александра Ивановна. Роль университета в сохранении этнокультурной самобытности и предотвращении этнических и религиозных конфликтов (Владивосток, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока)
В докладе рассматриваются актуальные вопросы образовательной политики в области сохранения, воспроизводства  и развития традиционной культуры как основы этнической самобытности. На основе эмпирических данных социологического исследования 2020 г. предлагаются некоторые возможные варианты этноконфессинальных конфликтов в регионе. Обосновывается роль университета в предотвращении этнических и религиозных конфликтов, практике сохранения этнической самобытности, разрешения пассивных этнических конфликтов, а также в реализации российских и международных законов и решений по проблемам свободы совести и прав человека.  Анализируются основные подходы в этнокультурном образовании.
 
 
Прусс Юрий Васильевич. Подготовка кадров, адаптивных к работе в условиях Крайнего Севера (на примере клуба Юный Геолог Колымы при МРО РОСГЕО) (Магадан, ФГБУН «Северо-Восточный  комплексный научно-исследовательский  институт им. Н.А. Шило» Дальневосточного  отделения  Российской  академии  наук (СВКНИИ ДВО РАН))
Переход к массовому применению вахтового метода организации труда в горно-геологической отрасли Северо-Востока показал: участие специалистов–вахтовиков (центрально-материкового заезда) в социальной жизни территории весьма  ограничено и специфично (отдельные мероприятия); специалисты, проживающие на территории (в т.ч. и вахтовики местного заезда) принимают активное участие в социуме: работа со школьниками, студентами, молодежью по профориентации, участие в региональных мероприятиях различного уровня, в том числе мероприятиях университета (СВГУ).
 
 
Пустовойт Галина Анатольевна. Кадровый потенциал геологической науки в контексте горнопромышленного освоения Северо-Востока России в 1940-1950-х гг. (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В отечественной историографии новейшего времени отчетливо проявляется тенденция к усилению тематики исторической регионалистики, что позволяет на новом уровне ставить и решать проблемы социальной истории геологической науки на Северо-Востоке СССР. Особое значение в данном контексте приобретает и актуализируется проблематика освоенческих процессов, важная для выработки современных стратегий развития северо-восточного региона, что, в свою очередь, предполагает их подкрепление ретроспективным анализом. С данных позиций изучение исторического опыта реализации мобилизационной модели освоения Северо-Востока страны и выявление места и роли научно – технического сопровождения этого процесса (геологический аспект) важно и значимо и для науки и социально-управленческой практики. Цель исследования – на основе привлечения обширной источниковой базы из фондов хранения документов Государственного архива Магаданской области, публикаций региональных изданий 1940-1950-х гг., воспоминаний современников реконструировать процесс становления и динамику роста кадрового потенциала геологической науки в 1940-е - 1950-е годы. В результате показано, что развитие горного дела северо-восточного региона с самого начала находилось в тесной зависимости от решения проблемы обеспечения научно-техническими специалистами, что позволяет глубже понять практику горнопромышленного освоения региона.
 
 
Пустовойт Сергей Павлович. Морфологическое разнообразие четных поколений горбуши р.Ола (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Горбуша – важный промысловый вид, его промысловые запасы имеют серьезное значение для промысла в реках Тауйской губы. Проведено изучение морфологической структуры горбуши двух четных смежных поколений (2000 и 2002 гг) популяции р.Ола. Семнадцать морфологических промеров выполнены с использованием схемы М.К.Глубоковского. В каждой выборке измерено 25 самок и 25 самцов. Морфологическое разнообразие определялось с использованием показателя Животовского (1991).
Существенных различий в средних значениях каждого из семнадцати промеров между выборками 2000 и 2002 годов не отмечено. Морфологическое разнообразие выборки 2000 года несколько ниже такового значения в выборке 2002 г. Наиболее сильно отличаются показатели морфологического разнообразия, оцененные по промерам №7 (расстояние от начала рыла до вертикальной проекции конца анального плавника), 8 (длина туловища) и 15 (наибольшая высота тела). Возможно, отмеченные различия в величинах морфологического разнообразия связаны c неодинаковыми условиями нагула особей в соответствующие года морского нагула.
Полагается полезным применения показателей морфологического разнообразия для мониторинга состояния популяции горбуши р.Ола.
 
 
Рудомётова Лилия Тарасовна. Важность взаимосвязи образовательного и научного процессов как для преподавателей, так и для студентов в высшей школе (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В статье представлен анализ взаимосвязи образовательного и научного процессов как для преподавателей, так и для студентов в высшей школе. Доказана важность и эффективность данных процессов как для преподавательского состава вуза, так и для студентов всех курсов. В докладе обозначены сложность и многоаспектность образовательного и научного процессов, описаны их влияние на профессиональную подготовку будущих специалистов. В работе анализируется внедрение дистанционного обучения в систему высшей школы как образовательного процесса и описан личный педагогический опыт применения такой формы обучения  на примере работ на 1 и 2 курсах как очной, так и заочной формы обучения. Приведены примеры взаимосвязи образовательного и научного процессов на примере преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык» в вузе.
 
 
Сахибгоряев Вадим Хасанович. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма: Проблемы внедрения результатов научных исследований в процесс обучения (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
В настоящее время проблема противодействия идеологии экстремизма и терроризма приобретает особый смысл. Особое место занимает проблема внедрения результатов научных исследований в практику, в современный учебный процесс. Порой научные результате, полученные в ходе и итоге исследований генезиса экстремистских и террористических воззрений должны внедряться в учебную практику с учетом некоторых ментальных, культурных и юридических барьеров, существующих в современном обществе. Российская Федерация, государство, где не существует государственной идеологии, что в некоторой степени затрудняет поиск методик преподавания, обладает потенциалом многоукладности исторического восприятия и рефлексии.
Проблемам поиска методических и методологических приемов и путей преодоления группы обстоятельств, влияющих на интервенцию идеологем экстремизма и терроризма и посвящена данная работа.
 
 
Сергеев Сергей Михайлович, Стряхилева Наталия Николаевна. Подготовка инженеров-строителей в Политехническом институте СВГУ г. Магадана (2016-2020 гг.)  (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Готовность будущих инженеров как целостное свойство личности имеет качественно различные состояния –уровни.
Первый уровень готовности студентов к решению профессиональных задач характеризуется умениями решать задачи по образцу, основанному на репродуктивном мышлении, содержит начальные навыки анализа расчетно-графических задач.
Второй уровень готовности студента к решению профессиональных задач характеризуется умениями решать отдельные технические задачи.
На третьем уровне готовности осуществляется дальнейшее расширение и углубление роли общепрофессионального технического знания, характеризующегося умениями решать комплексные инженерные задачи.
Стержнем инженерной деятельности, показателем профессиональной готовности будущего инженера-строителя является умение решать профессиональные задачи и проблемы на высоком уровне качества.
Подготовка инженеров-строителей в Политехническом институте СВГУ г. Магадана в период 2016-2020 гг., позволяет сделать вывод, что качественная подготовка будущих инженеров-строителей требует формирования у них готовности к решению профессиональных задач как необходимого условия профессиональной готовности специалиста.
 
 
Соколянская Наталья Николаевна. Мессенджер WhatsApp как вспомогательное средство дистанционного обучения в преподавании филологических дисциплин (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Данная статья посвящена описанию опыта работы автора со студентами в дистанционном режиме с использованием мессенджера WhatsApp. Автор приходит к выводу, что дистанционное обучение наиболее эффективно тогда, когда задействованы разные ресурсы связи со студентами: традиционный для мировой образовательной системы MOODLE, получивший глобальное распространение в период пандемии Zoom, и наиболее удобный для оперативной связи в студенческой группе WhatsApp. Автор считает, что оперативная работа WhatsApp во многом позволяет функции, ранее выполнявшиеся в системе MOODLE, именно этому мессенджеру взять на себя. Эти функции таковы: оперативная связь со студентами вне непосредственной временно́й привязки к занятию, дублирование связи в случае сбоев в работе других программ (например, Zoom), удобный доступ на занятии к словарям, аудио- и видеоматериалам, отправка преподавателю фотокопий заданий, выполненных в «традиционной» письменной форме, проведение аудиоконсультаций и др.
 
 
Старикова Ольга Александровна. Проблемы и перспективы применения цифровых технологий в процессе взаимодействия университета со студентами и выпускниками по вопросам трудоустройства (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
На сегодняшний день уровень трудоустроенности выпускников вуза – один из наиболее значимых критериев эффективности его работы. Проблема трудоустройства выпускников в сложной эпидемиологической ситуации, а также в прогнозируемый постпандемический период приобретает особую актуальность. В таких условиях применение цифровых технологий является эффективным механизмом, обуславливающим не только всестороннее развитие высшего учебного заведения, но и решающим, в том числе, многие задачи связанные с трудоустройством студентов и выпускников.
Цифровизация процессов содействия трудоустройству и развития карьеры может включать в себя создание баз данных вакансий предлагаемых работодателями по соответствующим направлениям подготовки, создание баз данных выпускников для предоставления информации работодателям, проведение комплексных мероприятий, направленных на консультирование по карьерным вопросам и транслирующих актуальные модели отбора начинающих специалистов работодателями и методов подготовки к ним выпускников, и другое.
 
 
Трофимчук Александр Григорьевич.Методика непрерывного самовоспитания на сайте «педагогика воспитания детей, юношества, семьи (Новочеркасск, докторант)
В статье приводятся выводы из работы выдающегося греческого философа Платона «Федон», о смысле жизни человека в непрерывном воспитании, а также описаны материалы Сайта «Педагогика воспитания детей, юношества, семьи», необходимые для организации самовоспитания: научно - педагогическое определение процесса воспитания, домашний досуговый центр, Идеальный современник, процесс самовоспитания, дневник самовоспитания. Для практической организации непрерывного процесса самовоспитания на Сайте представлены и указаны в статье – материалы, для оборудования фундамента воспитания – домашнего досугового центра, а также на Сайте приводятся примеры, которые указаны в статье: организации ежедневного самовоспитания и еженедельного семейного взаимовоспитания. В выводах статьи указано на возможность для каждого человека организовать самовоспитание при посредстве научно-методических материалов Сайта.
 
 
Фавстрицкая Ольга Сергеевна. Взаимодействие науки и бизнеса как инструмент социально-экономической модернизации региона (на примере Магаданской области) (Магадан, ФГБУН «Северо-Восточный  комплексный научно-исследовательский  институт им. Н.А. Шило» Дальневосточного  отделения  Российской  академии  наук (СВКНИИ ДВО РАН))
Рассмотрены примеры диалога между наукой и бизнесом. Так, результатами диалога СВКНИИ ДВО РАН с бизнесом стали: включение в проект Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года схем инвестирования в рынок жилья, предложенных на основании учета особенностей жилищных рынков регионов Крайнего Северо-Востока России; финансирование в рамках Гранта губернатора Магаданской области исследований молодых ученых нашего региона, необходимых для развития экономики и социальной сферы территории. Особенностью диалога между наукой и бизнесом является то, что он часто происходит с участием такого посредника как государство (в лице исполнительных органов власти региона), а также предполагает внедрение полученного в результате такого взаимодействия продукта в реальный бизнес. Такое внедрение может быть отложено во времени или вовсе не состоятся.
 
Фадеева Марина Владимировна. Университетский детский сад: история и точки роста(Петрозаводск,ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»)
Модернизация  учебной, научной, инновационной инфраструктуры Петрозаводского Государственного университета позволило найти новые формы повышения    качества подготовки выпускников (студенты, аспиранты, магистры) через участие в  практикоориентированной образовательной деятельности Университетского детского сада и повысит их конкурентноспособность на рынке труда
Функционирование Университетского детского сада - обеспечивает  устойчивое и динамичное стратегического социально - образовательное партнерство, базирующегося на учете интересов и потребностей, как университета, так и муниципалитета, работодателей, родителей.
 
 
Шарыпова Ольга Анатольевна. Потенциал минерально-сырьевого комплекса Магаданской области: новые направления для развития бизнеса (Магадан, ФГБУН «Северо-Восточный  комплексный научно-исследовательский  институт им. Н.А. Шило» Дальневосточного  отделения  Российской  академии  наук (СВКНИИ ДВО РАН))
Представлен имеющийся научный задел в оценке минерально-сырьевого потенциала Магаданской области. С учетом современной конъюнктуры мировых рынков сырья определены основные направления диверсификации минерально-сырьевого комплекса региона. Научно обоснованы условия реализации бизнесом новых проектов по добыче цветных металлов (медь, вольфрам, олово) и железорудного сырья, добыче и переработке бурого угля (Ланковское и Мелководненское месторождения): создание благоприятного инвестиционного климата  (государственная  поддержка, налоговые льготы и гарантии); выполнение геологоразведочных работ по ряду объектов для определения запасов полезного компонента; строительство необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры с государственным софинансированием (в рамках государственных программ или государственно-частного партнерства). Выполнен SWOT – анализ предпосылок реализации проектов по каждому направлению диверсификации минерально-сырьевого комплекса Магаданской области.
 
 
Шевченко Станислав Тарасович, Десенева Марина Петровна, Кудлова Екатерина Евгеньевна, Никитин Алексей Владимирович. Сравнительный анализ физической подготовленности студентов СВГУ, обучавшихся по различным образовательным  стандартам  (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения, подготовки молодых людей к профессиональной деятельности. Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. В настоящее время в российских регионах происходит снижение уровня физического здоровья студенческой молодежи.
Модернизация высшего образования оказывает значительное влияние на физическую подготовленность студентов.  Исследование посвящено анализу показателей физической подготовленности студентов, обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования второго поколения и студентов, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС 3+), а также проведена сравнительная характеристика полученных данных.
 
 
Шулубина Светлана Александровна, Альмухаметова Зарина Юлаевна. Волонтерская (добровольческая) деятельность как фактор социализации студенческой молодежи (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Одними из основных задач высшего образования являются личностный рост и развитие профессиональных навыков студента. Успех в их  решении позволяет создать условия для развития более самостоятельной, конкурентоспособной и продуктивной личности студента, будущего профессионала. Волонтерская деятельность становится мощным инструментом социализации молодежи. В содержании доклада исследуется влияние волонтёрской (добровольческой) деятельности на развитие современной молодёжи, осуществляется поиск эффективных способов взаимодействия социума и волонтёров, внедрение новых общественно полезных волонтёрских программ, направленных на улучшение качества жизни. Важное внимание уделено популяризации идеи волонтерства (добровольчества) среди молодежи, совершенствованию законодательной базы в данной области, вопросам стимулирования волонтёрской деятельности на уровне региона. Значимым является обоснование вариантов внедрения знаний о волонтерской деятельности в учебный и внеучебный процесс.
 
 
 
Щеглова Светлана Николаевна. Роль информационных технологий в изучении математических дисциплин в вузе (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Рассматриваются условия повышения продуктивности самостоятельной работы студентов и выделены содержательные принципы построения дисциплин математического цикла, отражающие специфику системного, деятельностного и компетентностного подхода в обучении. Обсуждаются результаты опыта использования информационных технологий для поддержки самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин в Северо-Восточном государственном университете. Поставленная цель повышения продуктивности самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий достигается: организацией и структурированием  содержания дисциплины – представление курса в виде  взаимосвязанных модулей (тематических лекций и практических занятий); подготовкой блока заданий для самостоятельного изучения и обеспечение их электронными носителями информации; индивидуальным консультированием по наиболее сложным теоретическим и практическим вопросам; разработкой учебно-методических рекомендаций по выполнению самостоятельных заданий; созданием электронных информационных комплексов для поддержки самостоятельной работы. 
 
 
Якимчук Светлана Александровна. Профессиональная подготовка студентов педагогических профилей в условиях сетевого взаимодействия вузов (Магадан, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)
Статья посвящена проблеме организации сетевого взаимодействия между кафедрой дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» и кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность образовательных учреждений, которая направлена на повышение качества образования студентов. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Задачами сетевого обучения в рамках предполагаемого сотрудничества являются: подготовка педагогических кадров с универсальными компетенциями, повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров, проведение совместных прикладных исследований в области педагогики детства, расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставление обучающимся возможности углубленного изучения учебных курсов, дисциплин, модулей.